Изменить жизнь ради любимой – поступок.
История 1. Граф Шереметьев и Прасковья Жемчугова.
История этих отношений настолько нетипичная, что смело можно назвать её уникальной, одной на миллиард, не меньше.
Прасковья Ковалева (Жемчугова), простая крепостная крестьянка, дочь кузнеца одна единственная из всех крепостных женщин за всю историю существования Российской Империи стала официальной женой высшего аристократа — графа.
Это сейчас кажется, что в этом факте ничего особенного нет. Ну, женился и женился, дело обычное. Вон, даже принц Гарри женился на разведенной простолюдинке и ничего. Но это не совсем так. Но по тем временам этот союз был чем-то немыслимым, небывалым и очень скандальным.
Надо помнить, что согласно указу 1702 ещё Петра 1 был введен запрет на браки между вольными и крепостными людьми, а к самим крепостным власть имущие относились чуть хуже, чем к говорящим животным.
Со временем ситуация поменялась, в силу третьей статьи Жалованной грамоты дворянству 1785 года, простолюдинка в случае такого брака получала личное, а дети от этого брака — наследуемое дворянское достоинство.
Но надо учитывать, что история Шереметьева и Жемчуговой случилась несколько раньше.
Графский род Шереметевых — один из самых знатных и богатых (по богатству уступали только императорской семье) в России XVIII века.
Молодой Николай Шереметев по меркам XVIII века был настоящим «золотым мальчиком», мажором, как сейчас бы назвали. Единственный наследник всех семейных богатств, завсегдатай балов, повеса и кутила. Чтобы хоть как то успокоить сЫночку и от скандалов подальше отец отправил в 1769 его учиться за рубеж на 4 года. А после четырехлетнего путешествия по Европе Николай Петрович, по негласному обычаю, должен был жениться. Молодой граф в духе модного в то время французского вольнодумства заявил отцу, что не хочет связывать себя брачными узами, а хочет «пожить для себя» как сейчас говорят.
Николай Шереметьев занимал государственные должности, но не особо любил это дело, а потому ушел в отставку и стал развивать семейное хобби — театр.
Надо отдать ему должное – в музыке и театральных постановках он разбирался на высоком профессиональном уровне. Его театр стал лучшим.
Именно в своем театре Николай Шереметьев и встретил свою первую и единственную любовь Прасковью Ковалеву.
Впоследствии ей был присвоен псевдоним Жемчугова за «жемчужный» голос. В театр крепостная девочка попала в возрасте 8 лет, в рамках набора одарённых детей для пополнения театральной труппы. Девочка обладала незаурядным талантом к пению и удивительным голосом, а кроме того артистизмом, выдержкой и трудолюбием. Она очень скоро обратила на себя внимание и уже в возрасте около 14 лет стала примой театра. С тех пор все значительные и интересные роли отдавали именно ей.
Параша не соответствовала принятым стандартам красоты, как описывал сам граф Шереметьев: «лоб нашли бы малым, глаза… невелики, а по краям несколько растянуты по-восточному, в волосах нет роскоши, скулы выдаются слишком заметно…». Но не смотря на это, она обошла более красивых конкуренток.
Больше всего Шереметева поражала одаренность Параши, яркая и самобытная. То, что ее обладательница еще и прекрасная душевная женщина он понял позднее.
Граф был отнюдь не монах и в своем поместье вовсю развлекался с красивыми актрисами. Ходил слух, что он бросал платок понравившейся девушке, чтобы она вернула его в его спальне. Самой «любимой» его актрисой на какое-то время стала Анна Изумрудова – постоянная фаворитка.
Но подросшая Параша быстро вытеснила всех и стала женщиной его жизни.
Надо сказать, Шереметьев действительно любил Жемчугову, несмотря на условности и разницу в происхождении. Мало того, что он открыто жил с ней в одном доме, он ещё и пытался жениться на ней официально. Только через 20 лет это предприятие увенчалось успехом.
На пути к цели граф потерял карьеру, влияние в обществе, рассорился с роднёй, прослыл клинически сумасшедшим (его даже пыталась лишить дееспособности та же родня), стал практически неприкасаемым, на официальных приемах с ним почти никто не общался, и серьезно уменьшил свое состояние.
В браке ему последовательно отказывали Екатерина 2 и Павел 1 (кстати, его друг детства) и только Александр 1 удовлетворил его просьбу.
Ради своей Параши Шереметьев отвергал богатых и родовитых красавиц, среди которых был сверхпопулярным. Он отказал даже внучке Екатерины 2.
По воспоминаниям В. Головиной: «Однажды вечером, — пишет она о Екатерине II, — государыня подошла ко мне и сказала:
— Знаете, я очень занята устройством моей внучки Алек¬сандры. Я хочу выдать ее замуж за графа Шереметева.
— Я слышала об этом, ваше величество, — отвечала я, — но говорят, что его родные не согласны. Этот ответ показался ей очень забавным».
В итоге своей цели Шереметьев достиг и сделал Прасковью Жемчугову своей официальной женой – графиней Шереметьевой, а сына Дмитрия официальным наследником.
Несмотря на все это жизнь Прасковьи не была похожа на сказку о Золушке, большую часть жизни она подвергалась настоящей травле и со стороны аристократии и со стороны крестьян. Много раз её подкарауливали на улице и высмеивали. На светских мероприятиях, куда её принуждал ходить граф, гадости говорили прямо в лицо. Да и характером Шереметьев обладал мягко говоря тяжелым и мстительным, его побаивались даже родовитые знакомые. Претензии по поводу своего положения он часто высказывал любимой и грозился бросить. Кстати «любимой» девушка стала в возрасте 13-14 лет. В последние годы она страдала туберкулезом и умерла от последствий тяжелых родов в возрасте 34 лет.
Несмотря на все нюансы граф Шереметьев действительно любил и боролся за свою любовь. А после смерти искреннее оплакивал. В её честь он заложил Странноприимный дом графа Н.П. Шереметева – ныне НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского.
Эта любовь принесла Шереметьеву много страданий и унижений, но когда мужчина действительно любит изменения образа жизни и проблемы его не пугают.