Для абюзеров часто выдумывают всевозможные оправдания. А после оправданий, как правило следуют призывы к пониманию, мягкости, терпению и снисходительности. Делается упор на то, что бедненький абьюзер тоже страдал (или страдает), а потому имеет некоторое моральное право на подобное поведение.
В свою очередь, причины для страданий могут быть самые разнообразные.
Это и психологические травмы, и тяжёлое детство (деревянные игрушки, прибитые к полу), и нелюбовь матери, и аборты в роду, и проблемы на работе, и психические расстройства, и плохая экономическая обстановка в стране, и стресс на работе, и плохой характер жены, и низкий доход, и зависть к соседям, и ПТСР, и НРЛ, и КОВИД-19, и понос, и золотуха, и транзит Марса через Юпитер – множество правдивых, не очень правдивых, и самых фантастических объяснений идет в ход. (Специально утрировала, чтобы лучше проиллюстрировать ситуацию).
Иногда эти объяснения попадают в точку, иногда заставляют усомниться в здравом уме объясняющего. Но это ничего не меняет.
Как ни объясняй, какие предположения не делай, как в точку не попадай, суть происходящего одна, мерзенькая и жестокая суть:
абьюз – это всегда личный выбор абьюзера.
Есть множество людей, прошедших по настоящему страшные испытания: голод, войну, концлагеря, семейное насилие с малых лет, рабство, стихийные бедствия, взрыв атомной бомбы, получивших увечья физические и психические, страдающие от болезней… Но не все, далеко не все эти люди становятся абьюзерами. Далеко не все начинают мстить окружающим за свою боль.
Тот, кто не хочет причинять боль другим, никогда не сделает это, либо максимально оградит от себя окружающих (в случае, если процесс не очень поддается контролю) – не смотря на психические и психологические проблемы.
Можно пройти через ужас и остаться человеком, а можно жить в прекрасных условиях и быть чудовищем. Ничто не оправдывает насилие.
Человек обладает свободой воли, согласно концепции христианства, и мне эта концепция нравится.
Абьюзер поступает так, потому что сам так захотел, и никак иначе.
Об этом нужно помнить всякий раз, когда захочется пожалеть своего мучителя. Не нужно его жалеть, жалейте себя.